Инновационная деятельность в школе
C 2005 года школа является БП ИРРО реализующей областной научно-образовательный проект «Культура учения», автор проекта, научный руководитель, куратор базовой площадки – Никитина Н.Н., доктор филос. н., доцент каф. философии образования и андрогогики ИРРО.
Руководитель творческой группы педагогов экспериментаторов - зам. директора по УВР Борисова Л.В.
Основные этапы деятельности:
2005-2006 учебный год – определение целевых ориентиров деятельности ОУ-БП, разработка программы элективного курса «Культура учения» для 9 класса
2006-2007 учебный год – разработка программы элективного курса «Культура учения» для 10, 11 классов, апробация авторской программы элективного курса ,9 кл.
2007-2008 учебный год – апробация авторской программы элективного курса в 9,10,11 классах. Работа над методическим и диагностическим инструментарием реализации элективного курса
2008-2009 учебный год –завершение работы над УМК к программе. Проведение диагностики и анализ результатов деятельности. Выход на сертификацию программы.
Основные направления деятельности:
Расширение педагогического образовательного пространства самоопределения и самореализации личности за счет освоения нового содержания образования и предоставления максимально возможного разнообразия видов деятельности и форм образовательной подготовки
Разработка согласованных и последовательных действий учащихся, педагогов, родителей на основе диверсификации и интеграции педагогических образовательных стратегий и внедрения инновационных программ и технологий обучения, учитывающих особенности индивидуального развития учащихся.
В мае 2009г. группа педагогов экспериментаторов представила результаты деятельности ОУ-БП ИРРО по реализации НОП «Культура учения» за период с 2005/06 по 2008/09 уч.гг. в ИРРО на презентации – конференции по результатам деятельности НОП ИРРО «Культура учения» за период с 2003/04по 2008/09 уч. гг.
Экспертами ученого совета ИРРО было предложено:
В связи с актуальностью тематики и необходимостью подготовки и публикации текста программы и методических рекомендаций, распространения опыта деятельности продолжить работу МОУ СОШ №2 г.Первоуральска в качестве базовой площадки ИРРО в рамках научно-образовательного проекта «Культура учения» в течение 3 лет ( с 2009/10уч. г. до 2011/12 уч. гг). Результатом деятельности базовой площадки можно так же считать 5 печатных продуктов:
Развитие субъектности учащихся 9-11 классов средствами элективного курса «Культура учения» / Методические материалы для учителя. Авторы – составители: Л.М. Житкова, С.В. Губина;
Житкова Л.М. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к программе элективного курса «Культура учения» для ОУ (34 час., 9–11 классы);
Житкова Л.М. ПОРТФОЛИО /Методические материалы для педагогов общеобразовательных учреждений по реализации элективного курса «Культура учения» (34 час., 9-11кл.);
Культура учения как ценностная и технологическая основа ученического труда /Сборник методических статей для педагогов общеобразовательных учреждений. Авторы Борисова Л.В., Губина С.В., Житкова Л.М., Икрина В.Л.;
Житкова Л.М. «Культура учения» / Программа элективного курса для общеобразовательных школ (102 часа, 9 – 11 классы).
Ниже представлена краткая информация о сборниках.
1.Развитие субъектности учащихся 9-11 классов средствами элективного курса «Культура учения» / Методические материалы для учителя. Авторы – составители: Л.М. Житкова, С.В. Губина
Цель пособия - помочь учителю в реализации на практике элективного курса «Культура учения». Книга познакомит с видами и формами занятий, с рекомендациями по развитию субъектности учащихся и подходами к мониторингу результатов деятельности. Далее представлено содержание элективного курса и распределение нагрузки по темам в 9,10,11 классах, разработки конкретных занятий по отдельным темам основных блоков программы, дидактические материалы для проведения занятий и диагностики.
Необходимо отметить, что содержание описываемых занятий не следует воспринимать как эталонный образец, готовый к копированию. Предлагаемые разработки носят ориентировочный, вспомогательный характер. Учитель же, в зависимости от уровня учащихся, их индивидуальных особенностей, своего педагогического стиля, должен творчески подходить к организации занятий элективного курса.
Хочется надеться, что информация, представленная в пособии окажется полезной не только преподавателям элективного курса, но и всем кто интересуется проблемами развития ценностных и технологических оснований ученического труда.
2.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к программе элективного курса «Культура учения» представлены следующим содержанием:
I БЛОК. «КУЛЬТУРА СОТРУДНИЧЕСТВА».
ТЕСТ «ОБЩИТЕЛЬНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?»
ТЕСТ «КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?»
II БЛОК. «СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ УЧЕНИЯ».
ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ».
ТЕСТ «НРАВИТЕСЬ ЛИ ВЫ ЛЮДЯМ?»
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
ТЕСТ «КРИТИКА И ВЫ»
III БЛОК. «КУЛЬТУРА РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ»
ТЕСТ «МОЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
ТЕСТ «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБЩЕСТВА»
ТЕСТ «МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ»
ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
IV БЛОК. «УЧЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСТВО»
ТЕСТ «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ»
«12 ЦЕННОСТЕЙ» (РАНЖИРОВАНИЕ)
ТЕСТ «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»
ТЕСТ «УМЕНИЕ СФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ»
V БЛОК. «УЧЕНИЕ КАК САМОРАЗВИТИЕ».
ПОРТФОЛИО «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
ТЕСТ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЯ?»
ТЕСТ «ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ»
ТЕСТ «СИНЯЯ ПТИЦА»
ТЕСТ «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ»
ТЕСТ «ВЫ ЛИДЕР?»
ЛИТЕРАТУРА
3.Житкова Л.М. ПОРТФОЛИО /Методические материалы для педагогов общеобразовательных учреждений по реализации элективного курса «Культура учения» (34 час., 9-11кл.) По окончанию программы элективного курса «Культура учения» школьниками представляется проектная работа – портфолио. Методические рекомендации, разработанные автором программы Житковой Л.М., помогут педагогу правильно организовать подготовку и реализацию этой работы.
4. Культура учения как ценностная и технологическая основа ученического труда /Сборник методических статей для педагогов общеобразовательных учреждений. Авторы Борисова Л.В., Губина С.В., Житкова Л.М., Икрина В.Л.. Описание опыта работы по формированию у обучающихся компетенции «уметь учиться» является целью данного сборника.
Развитию субъектности учащихся через овладение ими культуры ученического труда (культуры учения) посвящена первая часть сборника. Решение обозначенной выше задачи видится нам в единстве развития его (ученического труда) предметного, деятельностного и ценностного аспектов. Развитие самостоятельности, саморегуляции, самомотивации, самооценки и самоопределения личности происходит одновременно с развитием ориентационной культуры (культуры понимания, выбора, оценки, ориентации), культуры деятельности (культура мышления, методологическая и организационная), информационно-коммуникативной культуры. Успешное овладение техниками и тактиками обучения в условиях личностного самоопределения и саморазвития учащихся содействует становлению индивидуального стиля учения. Подчеркнем, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, самостоятельности, инициативы, интересов), для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
Авторами данного сборника являются учителя разных учебных предметов общеобразовательной школы № 2 г. Первоуральска – базовой площадки ИРРО, которая с 2006г. при поддержке научного руководителя ИРРО Никитиной Н.Н., реализует в практической деятельности областной НОП «Культура учения» .
5.Житкова Л.М. «Культура учения» / Программа элективного курса для общеобразовательных школ (102 часа, 9 – 11 классы).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что подтверждается материалами Стандарта общего образования второго поколения (Концепция государственного стандарта общего образования), в основе которого лежит деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В этом и есть актуальность представленной программы.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Электронный документ] (http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml)).
Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленного на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и взаимодействий. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно и безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено. Система жизненных ценностей молодого поколения во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы образования и воспитания.
Для педагогов становится актуальным вопрос: каким образом подрастающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности? Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и будущего), отношения к людям, отношения к миру и к различным видам деятельности.
Данный элективный курс «Культура учения» (объём 102 часа) предлагается учащимся 9–11 классов.
Образовательная программа «Культура учения», основная цель которой развитие культуры учения учащихся как основания жизненного самоопределения и саморазвития на протяжении всей жизни, соотносится с главной функцией стандарта на III ступени обучения – обеспечение дополнительных возможностей самоопределения и саморазвития личности, в соответствии с конкретными запросами и потребностями старшеклассника и особенностями региона.
Основными задачами образования на III ступени являются:
– подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности, исходя из сложившихся культурно-исторических, экономико-географических, экологических и геополитических особенностей региона;
– формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края на основе овладения способами самоорганизации всей жизнедеятельности;
– обеспечение процесса активного самопознания, умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения на основе принятия нравственных ценностей общества;
– создание условий для национально-культурного самоопределения выпускника средней школы.
Программа элективного курса «Культура учения» создана на основе концептуальных идей, разработанных творческим коллективом под руководством Л.М Андрюхиной, и включает в себя 5 основных блоков:
I блок – «Культура сотрудничества»;
II блок – «Стратегии и тактики учения»;
III блок – «Культура работы с информацией»;
IV блок – «Учение как творчество»;
V блок – «Учение как саморазвитие».
Цель элективного курса – готовность учащихся к проектированию своей жизненной траектории, включая проектирования образовательно-профессиональной траектории.
Задачи элективного курса сформулированы в соответствие с содержанием пяти блоков курса.